Психология покера: Эффект первичности и новизны

Сегодня мы поговорим о таких простых понятиях в психологии покера, как: новизна и первичность. В теории они очень просто объясняются, однако на практике дело обстоит немного сложнее.

Но все же давайте начнем с теоретической части. К примеру, человека попросили запомнить определенный перечень. Лучше всего ему удастся запомнить первую его часть, чуть хуже среднюю и еще хуже последнюю. Такой эффект в психологии называют эффектом первичности. С другой стороны, если перечень очень велик, то к его окончанию человек забудет начало и больше информации запомнится по его последней части. А это уже эффект новизны.

Эффект новизны очень важен для нас в повседневной жизни и объясняется тем, что нам важнее то, что последнее мы услышали или запомнили.

Рассмотрим пример: вы выходите из дома на прогулку и перед этим собираетесь выключить телевизор, но вдруг слышите из новостей, что на улице в результате ДТП пострадал пешеход, который не посмотрел по сторонам, переходя проезжую часть. Теперь задумайтесь о том, с какой вероятностью, выйдя из дома, вы будете смотреть по сторонам, переходя дорогу?

Многие покерные и другие азартные игроки часто становятся жертвами этого эффекта. Например, когда команда по футболу весь сезон играла плохо, но в последнем матче разгромила соперника – это обстоятельство заставляет азартных людей делать ставку в следующем туре именно на эту команду, предполагая, что у них что-то изменилось в команде. Как результат – проигрываются немалые деньги, у людей появляются отрицательные эмоции, вплоть до эмоциональных срывов. Команда 14 игр проиграла, а в 15 выиграла – так почему же она обязательно она должна выиграть 16 игру? Это все эффект новизны!

Какое отношение все это имеет к покеру? Давайте рассмотрим на примере.
Вы считаете, что четвертый игрок является автоответчиком. Но к вашему удивлению он ставит 3-бет в розыгрыше против очень сильного игрока и выигрывает солидный банк. Уже на следующей раздаче с префлопа этот же игрок распечатывает банк большой ставкой. Что вы скажете по этому поводу? Нужно быть осторожными! Игрок на протяжении трех часов был, как скала. Чего вдруг вам нужно изменить свое мнение о нем? Это все тот же эффект новизны. В данном случае игрок применил блеф, но можно ли по одному этому действию судить о нем, как о сильном противнике? Объяснений его действиям можно найти множество: сменил тактику, долго спал и наконец, проснулся, либо просто выжидал. Это не имеет значения. Главное – это то, что вы должны более тщательно его изучить, так как общее впечатление не должно затмеваться одним последним событием.

Чтобы преодолеть эффект новизны нужно понять простую вещь – одна раздача это всего лишь одна раздача. Это один кусочек, из множества, по которым мы строим общее впечатление. И не стоит из одного кусочка пытаться построить все представление об игроке.

Другой эффект – эффект первичности. Для его преодоления необходимо работать более тщательно и долго.

Наша психика устроена таким образом, что когда мы собираем впечатление об игроке, мы прочно цементируем этот образ в своей голове. Однако за столом появляются другие игроки и теперь нужно концентрировать свое внимание на них, а не на образе в голове. Мы пытаемся использовать готовое мнение об игроке, применяя его на других, совершенно иных во всех отношениях игроках. В этом то и заключается сложность преодоления эффекта первичности. В нашей природе как будто заложено, то, что нужно придерживаться старых взглядов, верований и предположений, неохотно заменяя их на новые. Это эффект первичности!

Проявления этого эффекта можно встретить не только в покере, его можно наблюдать в любой деятельностью человека, например, в искусстве, политике или религии. Даже в личном общении у каждого из нас есть сформировавшиеся мнения, которые мы неохотно меняем.

Однако в покере мы обязаны изменить свое суждение, если мы не хотим поплатиться кругленькой суммой за это!

Да, сломать стереотипы очень трудно, ведь это заложено в самих нас, тем не менее, в покере нужно быть готовым к изучению и познанию нового, постоянно обновлять впечатления, но при этом, не убирая из виду старые. Возможно, этот баланс способен обеспечить вам максимально эффективную адаптацию к каждой новой игре.

Rambler's Top100